Уравнения
Уравнение – равенство двух выражений, содержащих неизвестное число (переменную).
Обычно имеет вид: |
Виды уравнений
Уравнения различаются по типам (обычно в зависимости от содержимого выражений слева и справа от знака "равно":
\(3x+14=5(x-2)\) |
- линейное |
Самый простой, базовый тип, здесь есть только переменные в первой степени и числа |
||
\(x^2-6x+9=0\) |
Есть переменная во второй степени (квадрате), но старших степеней нет. |
|||
\(\log_{3}{(x+1)}=5\) |
Есть переменная под знаком логарифма. |
|||
\(2^{x}=8\) |
Есть переменная в показателе степени |
Корень уравнения
При решении любого уравнения мы стремимся найти такое значение для переменной (обычно икса), при котором левая часть уравнения станет равна правой. Это значение и будет называться корнем уравнения (не путать с квадратным корнем - это разные понятия!)
Таким образом,
Корень уравнения есть такое число, при подстановке которого в уравнение вместо \(x\), получаются одинаковые значения выражений справа и слева от знака равно. А найти все такие числа (или показать, что их нет) и значит решить уравнение.
Решая, например, уравнение \(2x+1=x+4\), мы находим ответ: \(x=3\). И если мы подставим это число вместо икса, получим одинаковые значения слева и справа:
\(2x+1=x+4\)
\(2\cdot3+1=3+4\)
\(7=7\)
И никакое другое число, кроме тройки такого равенства нам не даст. Значит, число \(3\) – единственный корень уравнения.
Еще раз: корень – это НЕ ИКС! Икс – это переменная, а корень – это число, которое превращает уравнение в верное равенство (в примере выше – тройка). И при решении уравнений мы это неизвестное число (или числа) ищем.
Как решать уравнения?
Для того, чтобы найти корни уравнения, используют равносильные преобразования. Смысл при этом в том, чтобы после преобразований получить более простое уравнение, имеющее такие же корни (то есть, равносильное исходному).
Пример: Решить уравнение \(2(1-x)=23-5x\)
Решение: Сразу найти такой икс, чтоб левая и правая части уравнялись – проблематично: перебирать долго. Давайте равносильно преобразуем (почему преобразования именно такие – читайте здесь).
\(2-2x=23-5x\)
\(-2x+5x=23-2\)
\(3x=21\)
\(x=7\)
Ответ: \(7\)
Обратите внимание, что с каждым шагом уравнение становится проще: если в исходном уравнении понять, что корнем будет число \(7\) сложно, то в \(3x=21\) (а уж тем более в \(x=7\)) это очевидно. Но при этом семерка является корнем для любого из уравнений, полученных в процессе преобразований, и других корней в них нет.
Кстати, заметьте, что \(x=7\) - это тоже уравнение. Просто в нем очевиден корень, поэтому большинство учеников даже не воспринимают эту запись за уравнение, считая, что это, мол, ответ так записывается. Не-не-не, \(x=7\) - это тоже вполне себе полноценное уравнение, только очень простое. А ответ (то есть корень) – просто число \(7\).
ОДЗ - опасная ловушка
В некоторых типах уравнений (дробно-рациональных, логарифмических, иррациональных, а также тригонометрических с тангенсом или котангенсом) помимо решения самого уравнения необходимо также учитывать ограничения на ОДЗ (область допустимых значений).
Пример: Найдите корни уравнения \(\sqrt{4x+5}=x\)
Решение:
\(\sqrt{4x+5}=x\) |
Возведем в квадрат правую и левую части |
|
\(4x+5=x^2\) |
Перенесем \(x^2\) влево, поменяв знак перед ним |
|
\(-x^2+4x+5=0\) |
Умножим уравнение на \(-1\) |
|
\(x^2-4x-5=0\) |
Решаем квадратное уравнение и находим корни |
|
\(x_{1}=5\) \(x_{2}=-1\) |
|
Готово |
Всё? Можно писать ответ?
Не так быстро. Дело в том, что один из корней тут лишний. Давайте подумаем. У нас в левой части есть квадратный корень. А он, как известно, во-первых, не извлекается из отрицательных значений, а во-вторых, сам не может быть равен отрицательному числу. Таким образом, у нас икс НЕ МОЖЕТ иметь значение, которое приведет нас к одной из этих ситуаций. Иными словами, икс должен быть таким, чтоб:
- подкоренное выражение было больше или равно нулю,
- правая часть была больше или равна нулю.
То есть в качестве ограничений на значения икса (так называемую область определения или область допустимых значений) мы имеем систему неравенств: \(\begin{cases}4x+5\geq0\\x \geq 0\end{cases}\)
Решая систему, получаем: \(\begin{cases}x\geq-1,25\\x \geq 0\end{cases}\) \(\Rightarrow\) \(x\in [0;+\infty)\)
Таким образом, получается, что нам подойдут только те иксы, которые больше нуля или равны нулю. А значит \(x_{2}=-1\) не подойдет по ОДЗ.
И действительно, если мы поставим \(-1\) в уравнение, получим:
\(\sqrt{4x+5}=x\)
\(\sqrt{4\cdot(-1)+5}=-1\)
\(\sqrt{1}=-1\)
Пришли к противоречию, ведь \(\sqrt{1}\neq-1\)
Окончательный ответ: \(5\)
Хочу задать вопрос