Квадратные уравнения (8 класс)
Уравнение называют квадратным, если его можно записать в виде \(ax^2+bx+c=0\), где \(x\) неизвестная, \(a\), \(b\) и \(с\) коэффициенты (то есть, некоторые числа, причем \(a≠0\)).
Примеры:
\(3x^2-26x+5=0\)
\((4-x)(4x-3)=3\)
\(\frac{x^2}{2}\)\(+\) \(\frac{2x}{3}\)\(=\)\(\frac{x-2}{6}\)
В первом примере \(a=3\), \(b=-26\), \(c=5\). В двух других \(a\),\(b\) и \(c\) не выражены явно. Но если эти уравнения преобразовать к виду \(ax^2+bx+c=0\), они обязательно появятся.
Коэффициент \(a\) называют первым или старшим коэффициентом, \(b\) – вторым коэффициентом, \(c\) – свободным членом уравнения.
Левая часть уравнения, то есть выражение \(ax^2+bx+c\), является квадратным трехчленом.
Виды квадратных уравнений
Если в квадратном уравнении присутствуют все три его члена, его называют полным. В ином случае уравнение называется неполным.
Полное квадратное уравнение |
Неполное квадратное уравнение |
Как решать квадратные уравнения
В данной статье мы рассмотрим вопрос решения полных квадратных уравнений. Про решение неполных - смотрите здесь.
Итак, стандартный алгоритм решения полного квадратного уравнения:-
Преобразовать уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\).
-
Выписать значения коэффициентов \(a\), \(b\) и \(c\).
Пока не отработали решение квадратных уравнений до автоматизма, не пропускайте этот этап! Особенно обратите внимание, что знак перед членом берется в коэффициент. То есть, для уравнения \(2x^2-3x+5=0\), коэффициент \(b=-3\), а не \(3\). -
Вычислить значение дискриминанта по формуле \(D=b^2-4ac\).
-
Вычислить корни уравнения по формулам \(x_1=\frac{-b + \sqrt{D}}{2a}\) и \(x_1=\frac{-b - \sqrt{D}}{2a}\).
Примеры:
Решите квадратное уравнение \(2x(1+x)=3(x+5)\)
Решение:
\(2x(1+x)=3(x+5)\) |
Равносильными преобразованиями приведем уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\). Сначала раскрываем скобки. |
|
\(2x+2x^2=3x+15\) |
Теперь переносим все слагаемые влево, меняя знак... |
|
\(2x+2x^2-3x-15=0\) |
…и приводим подобные слагаемые. |
|
\(2x^2-x-15=0\) |
Уравнение приняло нужный нам вид. Выпишем коэффициенты. |
|
\(a=2\), \(b=-1\), \(c=-15\) |
Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\). |
|
\(D=(-1)^2-4·2·(-15) =1+120=121\) |
Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac{-b + \sqrt{D}}{2a}\) и \(x_2=\frac{-b - \sqrt{D}}{2a}\). |
|
\(x_1=\frac{-(-1) + \sqrt{121}}{2·2}=\frac{1+11}{4}=3\) \(x_2=\frac{-(-1) - \sqrt{121}}{2·2}=\frac{1-11}{4}=-2,5\) |
Записываем ответ: |
Ответ: \(x_1=3\), \(x_2=-2,5\).
Решите квадратное уравнение \(x^2+9=6x\)
Решение:
\(x^2+9=6x\) |
Тождественными преобразованиями приведем уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\). |
|
\(x^2-6x+9=0\) |
Выпишем коэффициенты. |
|
\(a=1\), \(b=-6\), \(c=9\) |
Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\). |
|
\(D=(-6)^2-4·1·9=36-36=0\) |
Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac{-b + \sqrt{D}}{2a}\) и \(x_1=\frac{-b - \sqrt{D}}{2a}\). |
|
\(x_1=\frac{-(-6) + \sqrt{0}}{2·1}=\frac{6+0}{2}=3\) \(x_2=\frac{-(-6) - \sqrt{0}}{2·1}=\frac{6-0}{2}=3\) |
В обоих корнях получилось одинаковое значение. Нет смысла писать его в ответ два раза. |
Ответ: \(x=3\).
Решите квадратное уравнение \(3x^2+x+2=0\)
Решение:
\(3x^2+x+2=0\) |
Уравнение сразу дано в виде \(ax^2+bx+c=0\), преобразования не нужны. Выписываем коэффициенты. |
|
\(a=3\), \(b=1\), \(c=2\) |
Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\). |
|
\(D=1^2-4·3·2=1-24=-23\) |
Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac{-b + \sqrt{D}}{2a}\) и \(x_1=\frac{-b - \sqrt{D}}{2a}\). |
|
\(x_1=\frac{-1 + \sqrt{-23}}{2·3}\) |
Оба корня невычислимы, так как арифметический квадратный корень из отрицательного числа не извлекается. |
Ответ: нет корней.
Обратите внимание, в первом уравнении у нас два корня, во втором – один, а в третьем – вообще нет корней. Это связано со знаком дискриминанта (подробнее смотри тут).
Также многие квадратные уравнения могут быть решены с помощью обратной теоремы Виета. Это быстрее, но требует определенного навыка.
Пример. Решить уравнение \(x^2-7x+6=0\).
Решение: Согласно обратной теореме Виета, корнями уравнения будут такие числа, которые в произведении дадут \(6\), а в сумме \(7\). Простым подбором получаем, что эти числа: \(1\) и \(6\). Это и есть наши корни (можете проверить решением через дискриминант).
Ответ: \(x_1=1\), \(x_2=6\).
Данную теорему удобно использовать с приведенными квадратными уравнениями, имеющими целые коэффициенты \(b\) и \(c\).
Примеры решения полных, неполных и приведенных квадратных уравнений
Смотрите также:
Квадратные уравнения (шпаргалка)
Хочу задать вопрос
а дальше по формуле:
-b^2+ (или- корень из D)
x=______________________________
2a
30²-4*-1*400= 900+1600=2500 √2500=50
Х¹=30+50/-2=-40
Х²=30-50/-2=10
Ответ : -40;10