Квадратичная функция. Как построить параболу?
Квадратичная функция – это функция вида \(y=ax^2+bx+c\). График квадратичной функции – парабола.
\(y= x^2+6x+5\) |
\(y=x^2-4x+5\) |
||
\(y=-2x^2-4x+4\) |
\(y=-3x^2+21x-34\) |
«Анатомия» квадратичной функции:
\(x_в\) и \(y_в\) – координаты вершины параболы. \(x_в\) можно найти с помощью формулы: \(x_в=\frac{-b}{2a}\). \(y_в\) можно найти подставив в формулу квадратичной функции вместо \(x\) значение \(x_в: y_в=ax_в^2+bx_в+с\)
Ось симметрии проходит через вершину параболы и параллельна оси \(y\) (ординат). \(x_1\) и \(x_2\) – нули функции. Их можно найти, приравняв формулу функции к нулю и решив соответствующее квадратное уравнение.
3 параметра позволяющих сопоставить формулу квадратичной функции и график:
1. |
\(a>0\) - ветви параболы направлены вверх |
|
\(a<0\) - ветви параболы направлены вниз |
|
|
2. |
\(c\) равна ординате точки пересечения |
|
3. |
координата вершины параболы \(x_в=-\frac{b}{2a}\) |
|
Пример (задание из ОГЭ). На рисунке изображён график квадратичной функции \(y=ax^2+bx+c\)
Какие знаки параметров \(a\) и \(c\)?
Решение:
Ветви параболы направлены вниз, значит \(a<0\)
График функции пересекает ось \(y\) в точке лежащий ниже оси \(x\), значит \(c<0\)
Ответ: \(a<0\),\(c<0\)
Пример (задание из ОГЭ). Установите соответствие между квадратичными функциями и их графиками:
Решение:
Во втором графике ветви параболы направлены вниз, значит \(a<0\). Под этот график подходит только функция под буквой В.
Во втором и третьем графике \(a>0,c=1\) – по этим параметрам нам определить их функции. Тогда найдем \(x_в\) функций под буквой А и Б:
А. \(y=x^2-5x+1\) \(x_в=\frac{5}{2}=2,5\) так же как на графике 1
Б. \(y=x^2+5x+1\) \(x_в= \frac{-5}{2}=-2,5\) так же как на графике 3
Ответ:
А |
Б |
В |
1 |
3 |
2 |
Как построить график квадратичной функции (параболу)?
Квадратичную функцию можно строить, как и все остальные, выбирая точки наугад (подробнее можно прочитать здесь). Но есть способ позволяющий строить параболу быстрее, выбирая точки осмысленно.
- Найдите координаты вершины параболы. Поставьте точку вершины на координатной плоскости и проведите через неё ось симметрии параболы.
- Найдите точку пересечения графика с осью \(y\): \(x=0;y=c\). Постройте точку симметричную точке \((0;c)\) относительно оси параболы.
- Найдите координату целой точки, лежащей вблизи оси параболы. Отметьте симметричную ей точку на плоскости.
- Соедините точки плавной линией.
\(a=2\), \(b=8\), \(c=2\) |
|
2. \(x=0, y=2\) |
|
3. При \(x=-3\), |
|
Готово! |
Связь квадратичной функции и квадратных уравнений:
Давайте сравним общий вид квадратичной функции и общий вид квадратного уравнения:
\(y=ax^2+bx+c\) |
\(ax^2+bx+c=0\) |
И там, и там есть квадратный трехчлен \(ax^2+bx+c\). Разница в том, что в функции мы исследуем все возможные значения трехчлена, а в уравнении мы ищем \(x\), при которых значение трехчлена будет равно нулю или при каких \(x\), \(y=0\). Поэтому по графику функции \(y=ax^2+bx+c\) легко определить корни уравнения \(ax^2+bx+c=0\).
Пример:
\(y=x^2+6x+5\) |
\(y=x^2-4x+5\) |
|
|
Судя по графику, корнями уравне- |
У уравнения \(x^2-4x+5=0\) нет корней, т.к. нету \(x\) при которых y будет равен нулю (функция не пересекает ось \(x\)) |
Смотрите также:
Линейная функция
Виды графиков функций
Квадратные неравенства
Хочу задать вопрос