Дробные рациональные неравенства
Дробные рациональные неравенства – это неравенства, в которых есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.
Примеры:
\(\frac{9x^2-1}{3x}\)\(\leq0\)
\(\frac{1}{2x}\)\(+\) \(\frac{x}{x+1}\)\(<\)\(\frac{1}{2}\)
\(\frac{6}{x+1}\)\(>\) \(\frac{x^2-5x}{x+1}\).
При решении дробных рациональных неравенств используется метод интервалов. Поэтому если алгоритм, приведенный ниже, вызовет у вас затруднения, посмотрите статью по методу интервалов.
Как решать дробные рациональные неравенства:
Алгоритм решения дробно-рациональных неравенств.
-
Равносильными преобразованиями приведите неравенство к виду: \(\frac{(x-x_1 )^n (x-x_2 )^k…}{(x-x_3 )^l (x-x_4 )^m…}\)\(∨0\) (\(∨\) - любой знак сравнения; \(n\),\(k\),\(l\),\(m\) – любые целые числа большие нуля, в том числе и \(1\)).
Примеры:
\(\frac{(x-3)^5 (x-1,2)}{(x+1)^2}\) \(≥0\) \(\frac{(x-4)^3 (x-6)^4 (x+6)}{(x+7,5)}\)\(<0\)
-
Найдите корни числителя и знаменателя (т.е. такие значения икса, которые превратят их в ноль).
Примеры:
\(x=3\); \(x=1,2\); \(x=-1\). \(x=4\); \(x=6\); \(x=-6\); \(x=-7,5\).
-
Нанесите их на числовую ось.
Если неравенство строгое, то корни числителя обозначьте «выколотой» точкой, если нет - закрашенной. Корни знаменателя «выколоты» всегда, независимо от строгости знака сравнения.
Примеры:
-
Расставьте знаки на интервалах числовой оси. Напомню правила расстановки знаков:
- Определяем знак в самом крайнем правом интервале - берем число с этого интервала и подставляем его в неравенство вместо икса. После этого определяем знаки в скобках и результат перемножения этих знаков;
- Дальше двигаемся влево;- Переходя через число:
- меняем знак, если скобка с этим числом была в нечетной степени (\(1\), \(3\), \(5\)…)- не меняем знак, если скобка с этим числом была в четной степени (\(2\), \(4\), \(6\)…)
Примеры:
-
Выделите нужные промежутки. Если есть отдельно стоящий корень, то отметьте его флажком, чтоб не забыть внести его в ответ (см. пример ниже).
Примеры:
-
Запишите в ответ выделенные промежутки и корни, отмеченные флажком (если они есть).
Примеры:
Ответ: \((-∞;-1)∪(-1;1,2]∪[3;∞)\) Ответ: \((-∞;-7,5)∪(-6;4)\)
Пример. Решить неравенство \(\frac{x}{(x+1)(x-3)}+\frac{4}{{(x-3)}^2} ≥\frac{-3x}{(x-3)^2 (x+1)}\)
Решение:
\(\frac{x}{(x+1)(x-3)}+\frac{4}{{(x-3)}^2} ≥\frac{-3x}{(x-3)^2 (x+1)}\) |
Сначала приведем к общему знаменателю дроби из левой части. |
|
\(\frac{x(x-3)+4(x+1)}{(x+1){(x-3)}^2} ≥\frac{-3x}{(x-3)^2 (x+1)}\) |
Раскрываем скобки в числителе. |
|
\(\frac{x^2-3x+4x+4}{(x+1){(x-3)}^2} ≥\frac{-3x}{(x-3)^2 (x+1)}\) |
Переносим дробь из правой части в левую, меняя знак перед ней. |
|
\(\frac{x^2-3x+4x+4}{(x+1){(x-3)}^2} - \frac{-3x}{(x-3)^2 (x+1)}\)\(≥0\) |
Вычитаем две дроби с одинаковым знаменателем. |
|
\(\frac{x^2-3x+4x+4 +3x}{(x-3)^2 (x+1)}\)\(≥0\) |
Приводя подобные слагаемые, взаимно уничтожаем \(-3x\) и \(3x\). |
|
\(\frac{x^2+4x+4 }{(x-3)^2 (x+1)}\)\(≥0\) |
Свернем выражение в числителе по формуле сокращенного умножения. |
|
\(\frac{(x+2)^2}{(x-3)^2 (x+1)}\)\(≥0\) |
Мы привели неравенство к нужному виду. Теперь решаем по алгоритму. Сначала вычисляем те значения икса, которые сделают нулем числитель или знаменатель. |
|
\(x=-2;\) \(x=-1;\) \(x=3;\) |
Отмечаем их на оси, не забывая «выколоть» иксы от знаменателя и закрасить те, что от числителя. |
|
![]()
|
Определим знак в крайнем правом интервале.
Расставляем знаки на других интервалах. |
В этом месте у учеников часто встает вопрос – «а зачем решать так сложно? Почему бы просто не умножить дробное рациональное неравенство на общий знаменатель и сразу сократить все знаменатели, как мы это делаем в дробно-рациональных уравнениях?» Дело в том, что:
Неравенства нельзя умножать или делить на выражения с переменной, если неизвестен знак этого выражения.
Уравнения без проблем можно умножить/делить хоть на положительное число или выражение, хоть на отрицательное. И мы это постоянно делаем при решении уравнений.
Например, \(\frac{x}{3}\)\(=4\) \(|·3\) \(-2x=6\) \(|∶(-2)\)
\( x=12\) \(x=-3\)
Но в неравенстве - не так! Все дело в том, что при умножении (или делении) на положительное, знак сравнения в неравенстве не меняется, а при умножении (делении) на отрицательное - меняется.
Например, \(5x>15\) \(|:5\) \(-5x>15\) \(|∶(-5)\)
\( x>3 \) \(x<-3\)
А теперь представьте, что мы делим (или умножаем) на выражение с переменной. Внимание, вопрос - какой знак сравнения нам нужно теперь ставить? Тот же? Или противоположный?
Например, \(\frac{x}{x-3}\)\(>2\) \(|·(x-3)\)\(x\) ? \(2(x-3)\)
Непонятно, мы же не знаем каким оно (выражение на которое умножали) было– положительным или отрицательным! Действительно, при иксе равном \(1\), значение \((x-3)\) отрицательно, а при иксе равном \(7\) – положительно. Поэтому так преобразовывать нельзя. При этом заметим, что:
Если знак выражения известен (например, одинаков при любом значении икса) - умножать на него неравенство можно.
Например, дробное рациональное неравенство \(\frac{x+1}{(x-3)^2+5}\)\(≥0\) умножить на \((x-3)^2+5\) можно, потому что это выражение положительно при любом иксе (и значит, после умножения мы оставим тот же знак сравнения).
А вот неравенство \(\frac{x+1}{x+5}\)\(≥\)\(\frac{3-x}{x+5}\) умножить на \((x+5)\) – нельзя, потому что при разных иксах его значение может быть и отрицательным, и положительным.
Хочу задать вопрос
В примере выше мы умножаем на знаменатель, который всегда положителен, в том числе и при х=-9, а значит никак не влияет на знак неравенства. Вот мы его и убираем, чтоб не мешался. А то что при х=-9 числитель станет отрицательным не играет роли, потому что при х=-9 неверным будет и измененное неравенство ,и исходное. Потому что "-9" не является решением исходного неравенства. Значит от умножения на знаменатель ничего не изменилось (мы не потеряли корней), а вот неравенство упростилось. И решать его стало проще. В этом и есть смысл данного преобразования.