3 способа решить любую 10 задачу ЕГЭ с графиком функций

В ЕГЭ 2022 года добавили новую задачу на графики функций. Для решения этой задачи нужно сначала определить формулу функции, а затем вычислить ответ на вопрос задачи. И если вычисление ответа по известной формуле обычно не составляет труда, то вот определение самой формулы часто ставит школьников в тупик. Поэтому мы разберем три разных подхода к этому вопросу.

Замечание. Про то как определяется формула у прямой и параболы я написала в этой и этой статьях. Поэтому здесь в примерах я буду использовать другие функции – дробные, иррациональные, показательные и логарифмические, но все три описанных здесь способа работают и для линейных, и для квадратичных функций в том числе.




1 способ – находим формулу по точкам

Этот способ подходит вообще для любой девятой задачи, но занимает достаточно много времени и требует хорошего навыка решения систем уравнений.

Давайте разберем алгоритм на примере конкретной 9-ой задачи ЕГЭ:

задача с гиперболой

Алгоритм:

1. Находим 2 точки с целыми координатами. Обычно они выделены жирно, но если это не так, то не проблема найти их самому.
Пример:

находим две точки с целыми координатами


2. Подставляем эти координаты в «полуфабрикат» функции. Вместо \(f(x)\)– координату игрек, вместо \(x\) – икс. Получается система.

составляем уравнения


3. Решаем эту систему и получаем готовую формулу.

решаем систему


4. Готово, функция найдена, можно переходить ко второму этапу – вычислению \(f(-8)\). Если вы вдруг не знаете, что это значит – в конце статьи я рассматриваю этот момент более подробно.

отвечаем на вопрос задачи


Давайте посмотрим метод еще раз на примере с логарифмической функцией.
Пример:

Пример с логарифмической функцией



2 способ – преобразование графиков функций

Этот способ сильно быстрее первого, но требует больше знаний. Для использования преобразований функций нужно знать, как выглядят функции без изменения и как преобразования их меняют. Наиболее удобно использовать этот способ для иррациональной функции (\(y=\sqrt{x}\) ) и функции обратной пропорциональности (\(y=\frac{1}{x}\)).

Вот как выглядит применение этого способа:

преобразование графиков функций


Для использования этого способа надо знать, как выглядят изначальные функции:

Виды функций


И понимать, как меняются функции от преобразований:

Преобразование графиков функций


примеры преобразований функций


Преобразование показательной функции Преобразование гипербол




Часто даже по «полуфабрикату» функции понятно, какие преобразования сделали с функцией:

как по формуле определить какие были преобразования с функцией

Пример:

пример с функцией обратной пропорциональности




3 способ – гибридный

Идеально подходит для логарифмических и показательных функций, так как обычно у таких функций неизвестно основание и с помощью преобразований его не найти. С другой стороны, независимо от оснований любая показательная функция должна проходить через точку \((0;1)\), а любая логарифмическая - через точку \((1;0)\).

показательная и логарифмическая функция

По смещению этих точек легко понять, как именно двигали функцию, но только если ее не растягивали, а лишь перемещали вверх-вниз, влево-вправо (как обычно и бывает в задачах на ЕГЭ).

Основание же лучше находить уже следующим действием, используя подстановку координат точки в «полуфабрикат» функции.

пример с логарифмической функцией

пример с логарифмической функцией




Как отвечать на вопросы в задаче, когда уже определили функцию

- Если просят найти \(f\)(любое число), то нужно это число подставить в готовую функцию вместо икса.
Пример:

что значит найти f от числа


- Если просят найти «при каком значении x значение функции равно *любому числу*», то надо решить уравнение, в одной части которого будет функция, а в другой - то самое число. Аналогично надо поступить, если просят «найти корень уравнения \(f(x)=\) *любое число*».
Пример:

найдите, при каком значении x значение функции равно 8


- Если просят найти абсциссу точки пересечения – надо приравнять 2 функции и решить получившееся уравнение. Корень уравнения и будет искомой абсциссой. Аналогично надо делать в задачах, где даны две точки пересечения \(A\)(*любое число*;*другое число*) и \(B(x_0;y_0)\) и просят найти \(x_0\).
Пример:

найдите точку пересечения функций


- Если просят найти ординату точки пересечения – надо приравнять 2 функции, найти иксы и подставить подходящий икс в любую функцию. Точно также решаем если просят найти \(y_0\) точки пересечения двух функций.
Пример:

найдите ординату точки пересечения

- Иногда просят найти просто какой-либо из коэффициентов функции. Тогда надо просто восстановить функцию и записать в ответ то, о чем спросили:
Пример:

найдите k

Хочу задать вопрос

*
Татьяна
Все понятно и доходчиво объяснено