Всё о 7 задаче ЕГЭ - производная

6 задача ЕГЭ – на понимание производной функции. Задание проверяет знание связи между графиком функции и значением ее производной в различных точках, и наоборот – графиком производной и возрастанием/убыванием функции на интервалах и в точках.

Хотя это задание относится к сложному разделу (математический анализ), само по себе оно довольно простое. Решается в одно действие и знать нужно немного - для решения большинства задач хватит информации написанной на этих двух картинках:

Геометрический смысл производной

Связь производной и её функции

Более подробно об этом теме – рассказано в этих видео:

Что такое производная | Наглядное объяснение на графиках
Разбор задач на поиск экстремумов, минимумов и максимумов
Геометрический смысл производной | Теория + разбор задач ЕГЭ




Задачи, которые были на экзамене за последние 10 лет

2011:

Задание из ЕГЭ по математике 2011 года


2012:

задание из 2012 года


2013:

задание из ЕГЭ 2013 года


2014:

Задание из ЕГЭ 2014 года


2015:

Задание из ЕГЭ 2015 года


2016:

Задание из ЕГЭ 2016 года


2017:

Задание из ЕГЭ 2017 года


2018:

Задание из ЕГЭ 2018 года


2019:

Задание из ЕГЭ 2019 года


2020:

Задание из ЕГЭ 2020 года


2021:

Задание из ЕГЭ 2021 года


В открытом банке есть и другие типы заданий (на первообразную, физический смысл производной и условия касания), но в вариантах реальных ЕГЭ я таких задачи не нашла. Хотя это и не значит, что в будущем на ЕГЭ такого никогда не будет, так что лучше разберитесь и в них тоже. Вот примеры таких задач:

задача на физический смысл
задача из открытого банка на физический смысл
задача из открытого банка первообразная функции
задача из открытого банка на первообразную функции
задача из открытого банка на первообразную
Задача из открытого банка
первообразная
задача из открытого банка
Задача из открытого банка на условие касания




Процент выполнения

Сколько процентов пишущих экзамен решили задачу на производные в разные годы:

Процент решение задачи по годам

Сколько процентов из тех, кто решал экзамен в 2021 году, набрал в задаче хотя бы 1 балл:

Процент решение 6 задания по сравнению с другими заданиями

Какой вывод можно сделать? Шестую задачу решает примерно 6 человек из 10 и это третья задача по потерянным баллам (в первой части). Для меня это несколько удивительно, потому что 6 задача не требует большого количества знаний и решается в одно действие. В чем же может быть причина таких результатов?




Типичные ошибки

1. Перепутать производную и функцию

задание из ЕГЭ

Многие начинают в этой задаче отвечать так будто перед ними график функции и выбирают точки – \(x_1\), \(x_4\), \(x_7\), \(x_8\). Хотя правильные точки \(x_4\), \(x_5\), \(x_6\) и ответ \(3\).

Задание из профильного ЕГЭ

Вот, что авторы ЕГЭ написали в Методических рекомендациях по итогам ЕГЭ об этой задаче: «Выполнение – около 69%. Типичные ошибки связаны в первую очередь с невнимательным чтением условия – почти 24% участников указали количество точек, в которых значение функции положительно, а еще около 2% участников пытались перечислить номера точек, в которых производная принимает положительные значения.»


2. Не ограничить график данным отрезком

Задание из профильного ЕГЭ

Если забыть про отрезок, который указан в конце условия, то в ответ задаче \(3\). Если не забывать про отрезок, то ответ в задаче \(2\). Составители ЕГЭ пишут, что около \(31\)% экзаменуемых делают такую ошибку, а правильный ответ дают лишь \(43\)%. Поэтому Ященко, Семенов и Высоцкий советуют начинать решение задачи с отмечания данного отрезка в КИМе. Напомню, что вы МОЖЕТЕ рисовать на выданных вам бланках КИМ.

Пример как можно избежать типичной ошибки из ЕГЭ



3. Неправильно вычислить тангенс или не учесть убывание/возрастание функции

задание с касательной

Чтобы найти производную в точке, нужно вычислить тангенс угла наклона касательной с положительным направлением оси \(Ox\). На практике задача решается в 2 этапа:

1. Определить убывает касательная или возрастает и соответственно поставить знак минус или плюс.

2. Определить тангенс угла в треугольнике, в котором гипотенуза является частью касательной, а вершины треугольника совпадали с вершинами клеточек.

решение задания с касательной

В этой задаче многие, во-первых, забывали про первый пункт, а во-вторых, путались в определении тангенса и вместо \(\frac{AC}{BC}\) считали \(\frac{BC}{AC}\).

Хочу задать вопрос

*