Как сдать профильный ЕГЭ по математике на 80-100 баллов

Прежде всего, давайте я расскажу вам несколько фактов о профильном ЕГЭ по математике:


  1. Уровень 80+ баллов на математике – это очень серьезно!

    Возможно, вы не в курсе, но больше 80 баллов на профильной математике набирает около 7-8% сдающих. То есть 3 человека из 30! Я не раз сталкивалась с ситуацией, когда мой ученик писал экзамен, скажем, на 76 баллов – и это был лучший результат по всей его школе! А всё потому, что…


  2. В обычной школе на уроках математике (по программе) - не учат решать вторую часть

    Да, вот так. Кто бы что ни говорил, но в курсе математики обычной среднестатистической школы практически НЕТ заданий из второй части ЕГЭ. Нет экономических задач на дифференцированный или аннуитентный платеж. Нет задач на делимость чисел. Нет заданий на графическое решение систем уравнений и неравенств с параметрами (а если и есть, то серьезное внимание им не уделяется, т.к. учитель ориентируется на среднего ученика). И поэтому, к большому сожалению, обычный среднестатистический отличник без дополнительной целенаправленной подготовки именно к ЕГЭ получит на экзамене 50-70 баллов.
    Конечно, большинство заданий второй части основывается на том, что проходили в школе, но уровень сложности гораздо выше тех задач, что решают в классе. Плюс есть нюансы оформления решений, на которых легко потерять баллы (см пункт 5).
    Да, это очень несправедливо. Да, это неправильно, но, увы, на данный момент все обстоит именно так.


  3.  4 часа не хватает 
  4. Это ни разу не шутка – если вы решаете на высокий балл, вам в буквальном смысле некогда попить воды! Нужно ведь не только решить, но и переписать на чистовик, плюс что-то перепроверить. А еще драгоценное время будет тратиться, например, на то, чтоб наблюдатель принес вам очередной листочек черновика или бланк ответов, и заполнил циферки на нем. И это тоже потеря времени, особенно когда решаешь все задачи и нужно 6-10 листов для второй части. Например, я сдавала в 2020 году ЕГЭ и знала, как решать 17 из 19 задач сразу, буквально только прочитав их. То есть, я почти не думала над их решением, а просто записывала свои мысли. В итоге я закончила заполнять бланки в последнюю минуту, а условие одной из задач я даже не успела толком прочитать.


  5. Во второй части дают уникальные задачи
  6. Ты не встретишь их ни в одном сборнике. Они абсолютно новые и часто содержат в себе новые подвохи и идеи решений, которые ты не встречал раньше.


  7. Проверяют ЕГЭ по математике строго
  8. Любая неверная строчка - и ты получаешь 0 баллов. Причем даже если это не влияет на ответ и написано в уголке мелким почерком для себя. Вот реальный пример с ЕГЭ 2020:

    одна неверная строчка 0 баллов

    Если бы не то, что выделено желтым, ученик получил бы 2 балла, но вместо этого получил 0.
    А вот тут у ученицы сняли балл за то, что она в пункте б не подписала на круге значения двух точек:

    не подписаны точки на круге

    Обращу ваше внимание: решение задачи полное и обоснованное, ответы и в пункте а, и в пункте б – верные, никаких претензий по существу нет. Просто на круге не написано где какая точка расположена – и сразу минус балл.
    Таких случаев полно. То есть, надо не просто правильно решить, а также не написать никакой глупости или даже просто неточности, плюс оформить всё как надо по критериям.


  9. Задачи не сбалансированы по сложности.
  10. То есть может попасть очень жесткая 14-ая задача, которая при правильном решении дает 2 первичных балла, и вполне «лайтовая» 17-ая, которая стоит 3 балла. Это очень частая ситуация!




Что же делать?

Ну, а теперь поговорим, что нам со всей этой «радостью» делать, если мы все равно планируем писать экзамен на 80+.

  1. Вам нужно уметь решать вторую часть и не более 2 раз ошибиться в первой

    Если вы помимо первой части полностью правильно решите 13, 15, 17, 19 (а,б) – вы получите 84 балла. Это хороший, серьезный результат, но перечитайте пункты 4 и 6, и вы поймете, что чтобы УВЕРЕННО набирать 80, надо также уметь решать несложные 18 и 19.

    Также неплохо бы быть способным решить 14 и 16-ую, но там есть нюанс - даже если вы хорошо знаете геометрию, это не значит, что вы решите эти задачи. Для решения 14 и 16 надо отлично знать геометрию, в том числе редкие теоремы, а так же прорешать 30-40 задач похожего типа с Решу ЕГЭ. Если вы специально не готовились к этим задачам или решили парочку похожих перед экзаменом, то шансов их решить на ЕГЭ почти нет.


  2. Нельзя ошибаться

    Да, вот так. Если вы собираетесь получать более 80 баллов - у вас нет права на ошибку. Почему? Времени крайне мало, и проверять некогда. На реальном ЕГЭ 2020 я решила досконально проверить 1-13 и 15 задачи. Это было ошибкой, потому что я в итоге потратила на это полчаса, а ошибок не нашла. Как следствие – я не успела более тщательно записать решение 19в и приступить к решению 14ой задачи. В результате мне не хватило одного балла до 100.

    Вывод – тренируйтесь сразу решать правильно, без проверок и прочего.


  3. Нужно понимать математику, алгоритмы не помогут

    Если вы не понимаете логики решений и решаете просто перебирая алгоритмы и подбирая формулу под условие – вы не напишите на действительно хорошие баллы. Потому что разных типов задач слишком много, ко всему алгоритмы не заучишь, а различных подвохов и нюансов - еще раз в 5 больше. Единственный способ написать экзамен хорошо – понимать математику. Понимать почему в одном случае делаем так, а в другом эдак.

    Вывод – разбирайтесь в логике математики! Тратьте силы на то, чтобы понять, это точно окупится! Для этого:

    1. Не учите алгоритмы – вникните, почему они такие какие есть. Разберитесь почему работает метод интервалов, и зачем в неравенствах надо переворачивать знак сравнения при отбрасывании логарифмов с основанием меньше единицы. Поймите, как возникает формула для расчета платежа в 17-ой задаче, а не пользуйтесь уже готовой. И прочее, прочее.

    2. Приучайтесь постоянно задавать вопрос: «почему?» Почему решение именно такое? Почему формулы такая? Ну и так далее.


  4. Нужно не боятся решать задачи, которые кажутся новыми и не стандартными

    Вот это очень важный пункт – учитесь не теряться в ситуации абсолютно незнакомой вам задачи. На экзамене вы практически гарантированно попадете в ситуацию «я такое не проходил», потому что, как мы уже говорили, на ЕГЭ часто дают уникальные задачи.

    Вывод – сейчас, при подготовке, приучайтесь вгрызаться в каждую задачу, не бегите сразу смотреть решения. Думайте! ДУМАЙТЕ!!! А для этого:

    • Учитесь рассуждать и задавать правильные вопросы.

      Например, вы не умеете решать неравенства с модулями и вдруг видите вот такое:

      \(|3+|x+1||<5\)

      «Ой, мы это не проходили, я не знаю, как это делать!» Всё? Сдаемся? Теряем баллы?

      Ни в коем случае! Вместо этого начинаем задавать вопросы:

      - Что передо мной? Неравенство.

      - Что оно «хочет»? Чтоб левая часть была меньше пяти.

      - А когда левая часть будет меньше пяти? Ну, когда внутри модуля будет число \(4\); \(1,6\); \(0\) или \(-4,7\), иными словами, любое число от \(-5\) до \(5\) (не включительно). Значит, это неравенство будет выполняться, когда одновременно будут выполняться два требования:

      \(\begin{cases}3+|x+1|>-5\\3+|x+1|<5\end{cases}\)

      То есть мы имеем систему неравенств.

      - Когда будет выполнять первое из них?...

      И так далее. Вот так это и делается! Теперь, продолжая задавать себе вопросы, дорешайте эту задачу до конца.

    • Даже если вы намертво застряли в задаче - не торопитесь читать решение. Гляньте на него одним глазком, просто для получения подсказки. Поймите одну какую-то идею, до которой вы не догадались, а после продолжите решение сами.

    • Если даже после этого задача не поддалась, то уже прорабатывайте решение плотно и конкретно. Разберитесь в каждой строчке - почему она именно такая? Как она получилась из предыдущей или исходного условия? Есть ли здесь другие пути решения? До какой идеи я не додумался, на что не обратил внимания, чего не понял?


  5. Начинайте готовиться к ЕГЭ НЕ ПОЗЖЕ начала сентября 11 класса

    Чтобы уверенно освоить с 13 по 18 нужно решить минимум по 30 задач из каждого номера. 30∙6=180 задач – и это минимум! Плюс еще надо изучить и хорошо понять теорию к этим задачам, а также порешать десяток-другой более простых, подготовительных задач из учебников или сборников.

    Да и первую часть тоже никто не отменял, к ней также надо готовится, хотя бы повторять (если вы ее знаете). За пару месяцев освоить такое количество материала просто не реально, даже за полгода – вряд ли.

    Кстати, если вы начинаете подготовку в 10-ом классе, лучше не прорешивайте стандартные ЕГЭ-шные задачи, а проходите программу 10 класса в углубленном формате, хорошо вникая в теорию. Помните, что школа не готовит ко второй части, поэтому нужно решать задачи сложнее тех, что проходят в классе. А 16 задачу ЕГЭ можно начать решать еще в 9 классе, используя сборник Гордина (учебник тут не сильно поможет, ибо слишком прост).

    Вывод: работы – море, так что не теряйте времени!

Хочу задать вопрос

*
Федорова Анастасия
Здравствуйте, а если проходной балл на бюджет 277, а получил ты 260, возможно поступить на бюджет? Если, допустим, никто больше 277 не набрал, и бюджетные места свободные остались
Администратор сайта
Здравствуйте.
Кратко: да, возможно.
Подробно: прежде всего разберемся с тем, как происходит поступление. Допустим, в вузе есть 30 бюджетных мест на некоторую специальность. Абитуриенты приходят и подают документы (копии документов о результатах ЕГЭ, аттестата и т.д). Для каждого абитуриента вуз суммирует баллы ЕГЭ по тем предметам, которые являются ключевыми для этой специальности и ранжирует потенциальных студентов по этому показателю – сумме баллов за ЕГЭ (три или четыре предмета). Затем он вывешивает этот список у себя на сайте. Далее у абитуриентов есть несколько дней, чтоб принести оригиналы документов в вуз. Если вы принесли оригиналы, и при этом ваш суммарный балл ЕГЭ попадает в топ-30 лучших – вы зачислены. Если же ваш балл не попадает в топ-30 лучших – вы все равно можете быть зачислены, если кто-то из тех, кто в списке выше вас не принесет оригиналы документов в этот вуз, а вы принесете. То есть по окончании срока подачи оригиналов вуз зачислит к себе 30 человек принесших оригиналы, двигаясь по списку сверху вниз. Поэтому теоретически можно попасть в вуз даже если вы стоите, скажем, на 50-ом месте в общем списке (если соответственно 20 человек перед вами не принесут оригиналы).
Теперь к вопросу о проходном балле. Вся фишка в том, что никакого проходного балла в том понимании, которое вкладываете вы – НЕТ! Точнее говоря, он будет, но на момент поступления неизвестен. Проходной балл - это наименьший суммарный балл поступившего на бюджет в том году, на который он (этот проходной балл) указан. То есть, в нашем примере выше – это суммарный балл тридцатого зачисленного на бюджет. А так как вуз понятия не имеет, кто к нему придет, с какими баллами и кто принесет документы, а кто нет, то он не может знать и своего проходного балла до окончания поступления. Вуз его узнает и опубликует только ПОСЛЕ него.
Таким образом, проходной балл – это не более чем справочная величина, дающая вам информацию по тому, какой балл был достаточен в прошлом (или позапрошлом и т.д.) году. В текущем же году он может быть как выше, так и ниже, причем значительно (пунктов на 10-15 вообще легко!).
Ответил на вопрос?